ВЛ, расположенные вблизи крупных городов и объектов промышленного строительства (разрезов, выработок, энергетических предприятий), подвергаются воздействию дополнительных факторов риска, а именно:
- крупные разработки грунта изменяют ландшафт, а, следовательно, и формирование воздушных потоков;
- водные пространства (плотины, водохранилища) создают подтопления и подмывы фундаментов, участки переувлажнения грунтов с последующим морозным пучением и также изменяют ветровой режим ВЛ;
- организация зон отдыха, национальных парков и заповедников создает условия для хищений элементов опор, места гнездования птиц, загрязняющих изоляцию ВЛ и т. д.;
- увеличение высоты основного лесного массива вдоль трассы требует увеличения ширины просеки, а вырубка лесов – защиты проводов и грозозащитных тросов от вибрации;
- объекты городской застройки нарушают естественные гидрологические условия местности, в которой нередко оказываются опоры ВЛ и РУ подстанций.
Главная задача обследования ВЛ – это оценка технического состояния ВЛ в целях определения возможности их дальнейшей эксплуатации или необходимости их технического перевооружения, реконструкции, модернизации и ремонта. Главная цель – определение состояния отдельных элементов ВЛ и выявление дефектов, которые не могут быть обнаружены путем осмотра.
Обследуются следующие элементы воздушных линий электропередач:
– конструкции опор (металлические, железобетонные, деревянные);
– фундаменты (монолитные, свайные, буронабивные, из сборного железобетона);
– оттяжки опор: тросы и U- образные болты;
– провода;
– грозозащитные тросы (в том числе ОКГТ, ОКСН, ВОЛС, ОКНН);
– линейная арматура;
– линейная изоляция;
– заземляющие устройства;
– трасса ЛЭП.
Перед началом обследования проводятся подготовительные работы, включающие следующее: ознакомление с нормативной и технической документацией, сбор исходных данных по обследуемой линии, составление программы, определяющей порядок, объем и перечень работ, комплектование необходимыми приборами, инструментами, приспособлениями и индивидуальными средствами защиты.
Заказчик должен подготовить следующие материалы (если они имеются), характеризующие обследуемую ВЛ:
- проектные материалы: профиль трассы, климатические условия на трассе, степень агрессивного воздействия атмосферы и грунтов на конструкции, данные по проводам и тросам, изоляции, арматуре, конструкциям опор и фундаментов;
- исполнительные материалы: журналы авторского надзора, протоколы согласования изменений, акты на скрытые работы и пр.;
- эксплуатационную документацию: протоколы (акты, журналы) плановых осмотров ВЛ в период эксплуатации, данные об отказах и авариях за время эксплуатации, материалы по объему и номенклатуре восстановительных ремонтов после аварий, протоколы испытаний (если они проводились), документы предыдущих обследований.
С целью выявления факторов, требующих особого внимания при обследовании, следует установить наличие изменений нормативных требований и условий работы ВЛ, произошедших после проектирования (строительства). Среди них:
- изменение климатических нагрузок (районов по ветру и гололеду);
- изменение условий загрязнения атмосферы, влияющих на выбор изоляции и интенсивность коррозии элементов;
- изменение геологических и гидрологических условий по трассе ВЛ, появление пересечений с новыми инженерными сооружениями;
- изменение уровня грозопоражаемости в районе прохождения трассы;
- изменение требований к ширине просеки в связи с увеличением высоты основного лесного массива;
- изменение мест налипания мокрого снега и образования гололеда на проводах и тросах;
- наличие устройств по борьбе с пляской и вибрацией проводов и других мероприятий, не предусмотренных проектом;
- изменение воздействия окружающей среды (гнездование птиц, организация зон отдыха, национальных лесопарков, заповедников и заказников, изменение категории лесов и др.);
- изменение других нормативных требований и условий на трассе.