связаться с нами +7 495 150-38-54
ОФИС В МОСКВЕ

ООО «ИЦ ОРГРЭС»
109240, Россия, г. Москва,
ул. Николоямская, д. 13, стр. 17, ком. 3, БЦ «Дом на Берниковской»

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В
Г. ХОТЬКОВО

Московская обл.,
Сергиево-Посадский г.о.,
п. ОРГРЭС, д.2а

Телефон: +7 495 150-38-54

E-mail: info@orgres-ec.ru

обратная связь

Оценка технического состояния ВЛ

Основными факторами, оказывающими влияние на техническое состояние ВЛ, находящихся в эксплуатации, и его оценку являются:

  • естественное старение линий;
  • изменение климатических нагрузок (районов по ветру и гололеду) и нормативных требований;
  • изменение геологических и гидрологических условий на трассе;
  • наличие не предусмотренных проектом устройств и мероприятий по борьбе с пляской, вибрацией, гололедообразованием;
  • изменения условий окружающей среды;

Массовые повреждения ВЛ, наблюдающиеся в последнее время, вызваны в первую очередь естественным старением линий. В настоящее время в эксплуатации находится более 300 тыс. км линий 110 – 500 кВ на металлических, железобетонных и деревянных опорах. Основная часть этих линий была построена в 60÷70 годы прошлого столетия. Они проектировались на нормативные нагрузки с повторяемостью 10-15 лет (расчетные 25-50 лет) и срок службы 30 лет. На этот же срок службы были рассчитаны защита от коррозии, износа от знакопеременных нагрузок, старение материалов. К настоящему времени доля оборудования ВЛ со сроком эксплуатации более 50 лет составляет 26%.

Другим наиболее существенным фактором, оказывающим влияние на повышение числа отказов ВЛ всех напряжений с длительным сроком эксплуатации, является изменение климатических условий за последние 40 лет в сторону повсеместного увеличения ветровых и гололедных нагрузок. Одновременно сместились границы районов по ветровому давлению и толщине стенки гололеда, повторяемости и интенсивности пляски проводов, числу грозовых часов в году. В районах, считавшихся ранее не гололедными, происходит интенсивное гололедообразование.

Подавляющее большинство эксплуатируемых линий спроектированы и построены по нормам, действовавшим до 1970 - х годов прошлого столетия. Климатические условия в большинстве регионов в то время существенно отличались от тех, что наблюдаются в настоящее время.

Ветровые и гололедные нагрузки повсеместно возросли в 1,2 ÷ 1,5 раза. С учетом физического износа, коррозии и старения у элементов линий практически не осталось запасов прочности. В ПУЭ 7-го издания (2003 г.) учтены климатические изменения, однако эксплуатирующиеся в настоящее время ВЛ проектировались и строились по старым нормам.

ВЛ, расположенные вблизи крупных городов и объектов промышленного строительства (разрезов, выработок, энергетических предприятий), подвергаются воздействию дополнительных факторов риска, а именно:

- крупные разработки грунта изменяют ландшафт, а, следовательно, и формирование воздушных потоков;

- водные пространства (плотины, водохранилища) создают подтопления и подмывы фундаментов, участки переувлажнения грунтов с последующим морозным пучением и также изменяют ветровой режим ВЛ;

- организация зон отдыха, национальных парков и заповедников создает условия для хищений элементов опор, места гнездования птиц, загрязняющих изоляцию ВЛ и т. д.;

- увеличение высоты основного лесного массива вдоль трассы требует увеличения ширины просеки, а вырубка лесов – защиты проводов и грозозащитных тросов от вибрации;

- объекты городской застройки нарушают естественные гидрологические условия местности, в которой нередко оказываются опоры ВЛ и РУ подстанций.

С увеличением выбросов в атмосферу, как природных, так и промышленных, изменились условия эксплуатации материалов конструкций. Уносы промышленных предприятий, вулканов, нефтяных и химических утечек формируют кислотные осадки, которые разрушают защитные покрытия опор, тросов, оттяжек, арматуры; вызывают внутреннюю коррозию сердечников проводов, разрушают фундаменты.

Для повышения надежности работы ВЛ и их элементов при эксплуатации необходимы следующие мероприятия:

Комплексные обследования ВЛ и их переходов через водные преграды с применением современных ультразвуковых диагностических приборов и методов неразрушающего контроля.

Применение эффективных методов виброзащиты, защиты от пляски и гололедообразования.

Проведение своевременного восстановления элементов ВЛ с использованием прогрессивных методов, технологий и устройств.

Главная задача обследования ВЛ – это оценка технического состояния ВЛ в целях определения возможности их дальнейшей эксплуатации или необходимости их технического перевооружения, реконструкции, модернизации и ремонта. Главная цель – определение состояния отдельных элементов ВЛ и выявление дефектов, которые не могут быть обнаружены путем осмотра.

Обследуются следующие элементы воздушных линий электропередач:

– конструкции опор (металлические, железобетонные, деревянные);

– фундаменты (монолитные, свайные, буронабивные, из сборного железобетона);

– оттяжки опор: тросы и U- образные болты;

– провода;

– грозозащитные тросы (в том числе ОКГТ, ОКСН, ВОЛС, ОКНН);

– линейная арматура;

– линейная изоляция;

– заземляющие устройства;

– трасса ЛЭП.

Перед началом обследования проводятся подготовительные работы, включающие следующее: ознакомление с нормативной и технической документацией, сбор исходных данных по обследуемой линии, составление программы, определяющей порядок, объем и перечень работ, комплектование необходимыми приборами, инструментами, приспособлениями и индивидуальными средствами защиты.

Заказчик должен подготовить следующие материалы (если они имеются), характеризующие обследуемую ВЛ:

- проектные материалы: профиль трассы, климатические условия на трассе, степень агрессивного воздействия атмосферы и грунтов на конструкции, данные по проводам и тросам, изоляции, арматуре, конструкциям опор и фундаментов;

- исполнительные материалы: журналы авторского надзора, протоколы согласования изменений, акты на скрытые работы и пр.;

- эксплуатационную документацию: протоколы (акты, журналы) плановых осмотров ВЛ в период эксплуатации, данные об отказах и авариях за время эксплуатации, материалы по объему и номенклатуре восстановительных ремонтов после аварий, протоколы испытаний (если они проводились), документы предыдущих обследований.

С целью выявления факторов, требующих особого внимания при обследовании, следует установить наличие изменений нормативных требований и условий работы ВЛ, произошедших после проектирования (строительства). Среди них:

- изменение климатических нагрузок (районов по ветру и гололеду);

- изменение условий загрязнения атмосферы, влияющих на выбор изоляции и интенсивность коррозии элементов;

- изменение геологических и гидрологических условий по трассе ВЛ, появление пересечений с новыми инженерными сооружениями;

- изменение уровня грозопоражаемости в районе прохождения трассы;

- изменение требований к ширине просеки в связи с увеличением высоты основного лесного массива;

- изменение мест налипания мокрого снега и образования гололеда на проводах и тросах;

- наличие устройств по борьбе с пляской и вибрацией проводов и других мероприятий, не предусмотренных проектом;

- изменение воздействия окружающей среды (гнездование птиц, организация зон отдыха, национальных лесопарков, заповедников и заказников, изменение категории лесов и др.);

- изменение других нормативных требований и условий на трассе.

Объем и порядок обследования элементов ВЛ зависит от задач, которые стоят перед службой эксплуатации (периодические осмотры или обследования, связанные с перевооружением ВЛ), и определяется в техническом задании.

Кроме этого, объем обследования зависит от объема сохранившейся документации. Так, наличие чертежей конструкций опор и фундаментов исключает необходимость проведения обмерных работ; наличие достоверного профиля с расстановкой опор по трассе позволяет не привлекать специалистов для восстановления этого документа.

При комплексном обследовании ВЛ выявляются возможные дефекты, повреждения и неисправности основных элементов.

Конструкции металлических опор:

  • отсутствие условных обозначений, нумерации опор;
  • отклонения стоек вдоль и поперек ВЛ сверх допустимых норм;
  • отклонения от проектного положения отдельных элементов опор (траверсы от горизонтали, разворот траверсы);
  • коррозия деталей опор;
  • деформации элементов;
  • дефекты сварных швов;
  • ослабление болтовых и заклепочных соединений;
  • разрушение лакокрасочного или цинкового покрытия;
  • неплотное прилегание элементов опоры и образование щелевой коррозии;
  • повреждение металлоконструкций;
  • величина коррозионных потерь металла в узловых соединениях и на свободной поверхности элементов;
  • наличие на опорах птичьих гнезд и посторонних предметов;
  • исправность светоограждения на переходных опорах.
Железобетонные опоры:
  • отсутствие условных обозначений, нумерации опор;
  • отклонение стоек вдоль и поперек ВЛ сверх допустимых норм;
  • отклонение от проектного положения отдельных элементов опор (траверсы от горизонтали, разворот траверсы);
  • коррозия металлических деталей опор;
  • трещины, раковины, щели, пятна на бетоне,
  • смещение каркаса арматуры (толщина защитного слоя бетона),
  • оголение и ржавление арматуры;
  • наличие на опорах птичьих гнезд и посторонних предметов.

Деревянные опоры:

  • отсутствие условных обозначений, нумерации опор;
  • отклонение стоек вдоль и поперек ВЛ сверх допустимых норм;
  • отклонение от проектного положения отдельных элементов опор (траверсы от горизонтали, разворот траверсы);
  • коррозия металлических деталей опор;
  • ослабление болтовых соединений;
  • неисправности крепления деталей деревянных опор;
  • загнивание деталей опор;
  • наличие на опорах птичьих гнезд и посторонних предметов.

Фундаменты:

  • отсутствие или неисправное состояние защиты фундаментов от ледохода, размыва талыми или дождевыми водами;
  • угрожающий рост оврагов вблизи фундаментов опор;
  • отклонение геометрических размеров фундамента от проектных;
  • недостаточное заглубление фундаментов;
  • отсутствие соосности стоек и подножников у опор с оттяжками;
  • оседание или вспучивание грунта вокруг фундамента, оседание или выдавливание фундамента;
  • наличие трещин, сколов бетона и обнажение арматуры наземной части фундамента;
  • дефекты антикоррозионной защиты и коррозия металла оголовников и оголившейся арматуры;
  • отсутствие или неправильная установка ригелей, предусмотренных проектом.

Оттяжки:

  • тяжения в тросах;
  • коррозионный износ тросов;
  • обрывы проволок тросов;
  • коррозионный износ анкерных болтов и петель анкерных плит;
  • отклонения в размещении анкерных болтов;
  • диаметры анкерных болтов;
  • наличие гаек, шплинтов, сжимов у клиновых зажимов оттяжек;
  • глубина заложения анкерных плит.

Провода:

  • наименьшие расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли;
  • наименьшие расстояния по вертикали от проводов до производственных зданий и сооружений;
  • наименьшие расстояния между проводами или проводами и тросами пересекающихся ВЛ;
  • уменьшение площади поперечного сечения провода от обрывов проволок проводящей части;
  • уменьшение площади поперечного сечения провода от коррозионного износа сердечника;
  • расстояние от соединительного зажима до поддерживающего или натяжного зажима;
  • расстояние между соединительным и ремонтным зажимами в пролете;
  • превышение температуры нагрева соединений проводов;
  • превышение сопротивления участка провода с болтовым соединением над сопротивлением участка целого провода той же длины;
  • наличие дефектов сварных соединений в шлейфах: пережог наружного повива, нарушение сварки при перегибе провода руками, усадочная раковина в месте сварки, нагрев в месте соединения.
  • число витков соединителя, монтируемого методом скрутки.

Грозозащитные тросы:

  • расстояния по воздуху между тросом и проводом в середине пролета;
  • уменьшение площади поперечного сечения от коррозионного износа;
  • уменьшение площади поперечного сечения от обрывов проволок;
  • расстояние от соединительного зажима до подвесного или натяжного зажима;
  • расстояние между соединительными (ремонтными) зажимами в пролете;
  • наличие и затяжка гаек болтовых соединений, коррозия элементов соединения;
  • коррозия заземлителей и заземляющих клемм на тросостойке, ослабление контакта.

Линейная изоляция:

  • наличие трещин, разрушений, оплавлений или ожогов глазури, стойких загрязнений поверхности фарфора, трещин, искривления и выползание стержня, трещин в шапках изоляторов;
  • разрушения стеклодеталей;
  • наличие на поверхности стекла волосяных трещин, стойких загрязнений, повреждений после воздействия грозовых разрядов.

Проведение тепловизионного и ультрафиолетового контроля позволяет выявить изоляторы, имеющие повышенный нагрев и коронные разряды.

Линейная арматура:

  • коррозия поверхности;
  • соответствие установленной арматуры проекту;
  • износ деталей шарнирных соединений;
  • правильность установки, наличие шплинтов - соответствие НТД;
  • разворот коромысла в подвеске расщепленной фазы;
  • целостность дистанционных распорок: наличие ослабления и/или выпадения распорок;
  • расстояния между рогами искровых промежутков на грозозащитных тросах;
  • прогиб гибкого элемента гасителя вибрации;
  • дефекты гасителей вибрации в виде обломанных грузов.

Заземляющие устройства:

  • повреждения или обрывы заземляющих спусков на опорах;
  • неудовлетворительный контакт соединения заземлителя с арматурой железобетонной стойки;
  • коррозия проводников заземления выше допустимой;
  • сопротивление заземлений опор выше допустимых значений.
Трасса ВЛ:
  • противопожарное состояние трассы в зонах возможных пожаров (наличие в охранной зоне скирд хлеба и ометов соломы, стогов сена, лесоматериалов, складов кормов и удобрений, топлива и горючих материалов);
  • наличие деревьев, угрожающих падением на провода или разрастанием в сторону ВЛ на недопустимые расстояния;
  • ширина просеки по трассе ВЛ;
  • отсутствие/неисправность защиты оснований опор от ледохода и размыва талыми и дождевыми водами;
  • неисправность состояния дорог и мостков;
  • неисправность сигнальных навигационных знаков на переходах через судоходные реки;
  • неисправность состояния дорожных знаков в местах пересечения ВЛ с автомобильными дорогами;
  • неисправность габаритных ворот на пересечениях с железнодорожными путями.
Сертификаты

ООО ИЦ "ОРГРЭС" на сегодняшний день является членом следующих саморегулируемых организаций:

1 Саморегулируемая организация Ассоциация Проектировщиков «Альянс Проектировщиков Профессионалов» (СРО АП «АПП»).

Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации ООО ИЦ "ОРГРЭС" имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса в отношении объектов капитального строительства, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

ООО ИЦ "ОРГРЭС" смеет первый уровень ответственности.